В Японии сад считают зеркальным отражением человеческой души, где каждый, даже самый малый элемент, наделён своим, символическим значением. Поэтому в стране восходящего солнца столь щепетильно подходят к ландшафтному дизайну. Для коренных жителей сады – это особое выражение философии мировоззрения. В них гармонично сочетаются, и духовная чистота, и сакральный смысл, и естественность. От других они отличаются тем, что не приемлют каких бы то ни было украшений, не свойственных живой природе. Для Россиян японские сады являются экзотикой, неким «эдемом» для любования. Они столь прекрасны, что несмотря на сложность работ, довольно востребованы.
Виды японских садов:
В миропонимании жителей поднебесной, сад – это тонкая материя, обоснованная на душевном и символическом аспектах. Отталкиваясь от этого, классические японские сады подразделяют:
• Храмовые.
• Дворцовые.
• Предназначенные для чайных церемоний.
• Придомовые.
• Абстрактные.
Все пять типов разительно отличаются друг от друга, однако, современные дизайнеры чаще всего практикуют последние три варианта.
Разделение на зоны:
Отличительной чертой японских садов является масштабность. На самом деле они не терпят тесноты и зажатости. Им нужен простор, чтобы показать всю мощь энергии, но даже на небольшом участке японский сад умудряется вместить в себя «целый духовный мир». Достигается это за счёт правильного разделения на отдельные зоны. Хочется отметить, что метод присущ именно данной стилистике. Общие правила зонирования японского сада просты:
• Участок должен иметь квадратную, либо прямоугольную форму.
• Линии переходов должны быть плавными.
• Акцентирование внимания обязательно на центральной части композиции. Обычно главенствующее место отводят водоёму или большим камням, вокруг которых оставляют облагороженную «зону пустоты». Такой подход позволяет получить детальный обзор ансамбля с любой точки садика.
• Асимметрия. Ни один элемент в саду не должен иметь аналога. Каждое растение, каждый камень подбирают разных размеров, форм и пропорций. Симметрии в классическом японском саду нет места.
• Нечётность. Любая зона, как и однотипные (односортные) растения приветствуются только непарными.
Цветовая гамма
Классический японский сад практически монотонен. Любые броские и пёстрые включения привносят лишь диссонанс и до неузнаваемости искажают общий стиль. Единственно приемлемый вариант такого сада – палитра оттенков живой природы. Причём за основу берут именно зелёный цвет. Допускаются серые и коричневые оттенки, а вот от белого цвета японцы отказываются. Они чтят традиции и очень трепетно к ним относятся, ведь белый цвет для них – это цвет траура и скорби. В дань уважения к культуре, прибегая к японскому стилю в ландшафтном дизайне, стоит придерживаться этого обычая.
Дорожки
В классическом варианте японского сада все тропинки обладают плавными изгибами. Располагаться они могут произвольно, но ни о каких заломах, острых углах и строгой геометрии не может быть и речи. Их ширина абсолютно не важна, в отличие от материала.
Мощёные из сплющенных булыжников, натуральной древесины или камня – в приоритете. Здесь даже допускается некоторая «запущенность», подчеркивающая натуральность живой природы. А вот засыпанные гравием, каменной крошкой или песком стараются поддерживать в безукоризненном порядке: выравнивают граблями, оставляя чёткие линии.
Ограждения
Прогуливаясь по японскому саду практически любой человек ощущает умиротворение. Этого и добиваются ландшафтные дизайнеры. Японский сад – это территория уединения, отрешения и покоя, потому высокие ограждения, или их отдельные части, выложенные из камня – вполне допустимы. Если правильно подойти к решению вопроса, можно стену превратить в поле для композиций. В этом помогут специально выращенные мхи и лишайники.
Глинобитные ограждения смотрятся ничуть не хуже. Заборчики из дерева и бамбука тоже уместны, главное, чтобы они имели натуральные оттенки (в том случае, если потребуется покраска). Стилистика не исключает арок и разделительных ширм из бамбука, но в единственном варианте.
Ограждения внутри сада делают низенькими, ведь они призваны всего лишь символически разделять участок на отдельные области и не препятствовать обзору.
Малые архитектурные формы
Японцы так устроены, что всякому элементу сада придают сакральное значение. Малым архитектурным формам – в особенности. При их организации применяют лишь натуральные материалы: глину, бамбук, дерево, камень. К традиционным малым элементам японского сада относят:
• Фонари. Даже на площадке небольшого размера, один крупный фонарь в декоративной деревянной отделке, может стать центральной частью композиции.
Каменные стилизованные фонарики чаще всего развешивают возле скамеек, вдоль дорожек, групповых растений, над перекидными мостиками.
• Пагода. Как правило, все культовые сооружения размещают на возвышенности. Они должны возвышаться над фонарями на 1,5 –2 м. Пагоду приобретают в специализированных магазинах или мастерят самостоятельно.
• Скамьи без спинок и низкая мебель для сада.
• Мостики. Их не только перекидывают через водоём, но также устанавливают, как продолжение дорожки. В таком случае они играют чисто декоративную роль.
• Беседка. Она призвана служить не столь декоративным элементом, сколько местом уединения, где всегда можно остаться наедине со своими мыслями, отдаться медитации. Располагают её, как правило, в таком месте, откуда виден весь сад, но при этом не забывают, что её наличие не должно отвлекать внимание от центральной части композиции. Иногда её заменяют на «чайный домик» или небольшую террасу, особенно в садиках, предназначенных для чайных церемоний.
• Скульптуры. Чаще всего это невысокие скульптуры животных, стилизованные под национальный колорит: восточный лев, черепашки, аист, или японское пугало «шиши-одоши» – неотъемлемый символ японского фольклора, сделанный из бамбуковых палочек.
Водоёмы
Небольшие прудики – совершенное решение для оформления классического японского сада. К этому стилистическому приёму, когда в зеркальной глади водоёма отражается окружающий пейзаж, прибегают многие ландшафтные дизайнеры. Для японцев же водная гладь, вернее её отражающая поверхность – это иллюзия бесконечности. Как правило, над прудиком устанавливают фонарь, чтобы его свечение отражалось в воде. Берега обкладывают валунами, часть помещают прямо в пруд, чтобы создать видимость островков.
Водоёмы нередко заменяют на «звенящие» водопады, где вода стекает с высокой каменной горки, издавая удивительно спокойный звук и раскидывая брызги.
Иногда дизайнеры решаются на обустройство «Каре-сансуи» – холодных пейзажей. Материалом для их создания чаще всего служит галечник и песок, но это лишь имитация водоёма.
Типичные для японских садов «тскубаи» мастера дизайна используют намного чаще. Это крупные керамические сосуды с водой, которые устанавливают в растительно-каменный ансамбль.
Мини-сады
Для тех, кто не хочет оформлять весь сад в японском стиле, может стать интересен вариант создания миниатюрного сада. Он подходит для обустройства небольшой части участка, а также тех хозяев, кто не собирается менять уже готовый дизайн на прилегающей территории. Необычный крошечный уголок станет отдушиной для любителей экзотики.
• Сад бонсай. Карликовые деревья на крохотном участке земли только на первый взгляд смотрятся странно. Деревца в горшках, расставленные в произвольном порядке среди мхов и камней, подстригают по особой технологии, укорачивая одновременно, и крону, и корни. Так хозяева по своему усмотрению формируют разнообразные формы крон. Деревья в таком случае редко достигают высоты 1 м., но их нужно систематически орошать. Прогуливаясь по саду из карликовых растений чувствуешь себя Гулливером.
• Сад цубо. Для его создания хватает небольшого отрезка земли в 4-6 м2. Чем он отличается от классического японского сада? Растениями. Для высадки в грунт подбирают какой-то один тип, скажем, бамбук.
• Чайный сад – уютное и комфортное местечко для чайных церемоний. Здесь без «тскубаи» точно не обойтись. Для обустройства «чайного павильона» также потребуются приземлённые скамеечки без спинок (матиа) и столик. А вот что касается насаждений, то чем они скромнее, тем лучше, ведь по старинным японским обычаям, гостя ничто не должно отвлекать от церемонии чаепития. Если уж полностью отдавать дань японской культуре, то главное в чайном саду – это чистота и ухоженность.
• Сад камней. Людям, хорошо разбирающимся в сакральных значениях камней и духовных принципах японцев, собрать каменный сад не составит труда. Камни раскладывают на песчаной основе в определённом порядке. Песок в данном случае имитирует море, камни – острова. Композиция несёт в себе глубокую философскую нагрузку, потому требует определённых знаний. При создании мастера непременно используют нечётное количество камней.
Обустройство японского сада, конечно, дело не простое, но оно того стоит. В итоге материальные затраты с лихвой окупятся духовным спокойствием, гармонией и умиротворением при одном только взгляде на окружающую красоту. А что ещё нужно простому человеку, чтобы отдохнуть от бешеного ритма жизни?
Комментарии ()